Заказав разветвитель — двойник автомобильной розетки на Aliexpress задался вопросом, на сколько вообще безопасно его использовать в автомобиле и как выбрать хороший при покупке в магазине, например, в подарок.
Заказал я вот такой экземпляр.
Для изучения плюсов и минусов разветвителя разберем устройство и узнаем, что спрятано внутри китайского разветвителя. Поскольку в магазинах продаются клоны друг друга и все разветвители похожи, обращать внимания стоит на те же вещи.
Мне понравился внешний вид корпуса и штекера. Они ровные, изгибы там, где должны быть, никаких щелей или заусенец.
Первое, что нужно проверить в разветвителе – наличие предохранителя.
В случае неисправности подключаемого прибора или самого разветвителя сгорит этот предохранитель. Если его не будет, то предохранитель в машине. В нашем разветвителе имеется предохранитель на 5 ампер.
Далее разбираем штекер, если продавец с руками, он пойдет на встречу и легко сделает. Или можно это сделать позже самостоятельно. Тут мне понравилось крепление провода, средний зажат клеммой, масса неплохо припаяна. Видно, что проводки не тонкие. Тут же виден первый ляп. Провод с пометкой минус припаян к плюсу. Это не имеет значения, пока он не оторвется, и вы не решите починить его предварительно не прозванивая, а поверив нанесенному обозначению. Немного не понравилось, что боковой контакт лежит на проводе, причем на противоположной полярности, и будет немного елозить по нему во время вставок и выемок. Не понравилось, что корпус штекера разветвителя не зажимает провод. Решил эти проблемы доработкой изолентой и остался полностью доволен штекером.
Переходим к разборке основной части автомобильного разветвителя.
Первое на что смотрим — на сколько хорошо пластины плюса и минуса отделены друг от друга и насколько хорошо закреплены к ним провода. С этим проблем нет, пластиковый корпус надежно разделяет и фиксируеттпластину и цилиндры друг от друга. К тому же корпус хорошо зажимает провод, он плотно держится и на нем остается небольшой след, доработка изолентой не требуется. В штатный прикуриватель автомобиля приборы вставляются жёстче, тут есть некоторое отпружинивание назад, прибор при этом не отключается. Виновата недостаточно жесткая дальняя пластина плюса, либо цилиндры массы. Они в идеале могли бы быть из металла толще или иметь какие-то металлические стяжки вокруг. При подключении второго прибора с подключённым первым, с не жесткой и не независимой дальней пластиной, он может вызывать движение пластины и нарушить контакт первого прибора. Лучше после подключения, на всякий случай, равномерно нажать на оба штекера. Плата заряда выполнена сносно.
Нет случайных капель припоя угрожающе близко расположенных друг к другу и грозящих вызвать короткое замыкание.
В принципе, этот разветвитель подходит для работы и можно не опасаясь использовать его по прямому назначению.
Оценим функцию заряда по USB. На плате зарядки разветвителя стоят емкости по входу питания, обвязки микросхемы, стабилитрон. Вроде бы неплохо. Присматриваемся к микросхеме. Это микросхема MC34063A
Именно она преобразует напряжение. Все остальное обеспечивает работу микросхемы. Читая документацию на микросхему узнаем, что она действительно может работать в широком диапазоне напряжений и с 12 и 24 вольтовой электросетью автомобиля в том числе (граница допустимого напряжения намного выше — 40 В). Она способна выдавать ток до 1,5 ампера, значит указанный на корпусе разветвителя 1 ампер вполне реален. Микросхема имеет встроенную защиту от короткого замыкания. Все хорошо кроме одного НО, рабочий температурный диапазон микросхемы MC34063A от 0 до +70 градусов. В Сибири машины ездят и при минус 40… Внутри микросхемы нечто вроде ШИМ модулятора на регистре – напряжение регулируется временем его подачи. Чем нужно ниже, тем на меньшее время открывается выходной ключ. Нет гарантии, что при большом отклонении от температурной нормы схема не собьется и не выдаст, например, повышенное либо вообще не преобразованное напряжение. Лично я буду использовать зарядку только после того, как салон и разветвитель прогреются до положительных температур. Досадный минус и экономия на копейках – полностью аналогичная микросхема MC33063A с температурным диапазоном от -60 до +85 градусов стоит всего на 3 рубля дороже. 10 руб против 7. И это цены на элемент в розницу! В принцепе можно купить ее в магазине радиодеталей и заменить самостоятельно.
Выводы из всего этого у меня получились такие. Как разветвитель использовать устройство в автомобиле можно, тем более с учетом стоимости на алиэкспресс. Если телефон очень дорог, например айфон по стоимости больше зарплаты, подключать его в подобные зарядные устройства, без особой нужды, не стоит.