Перед первой поездкой на Алтай на своей машине было множество вопросов, сомнений. Вроде бы информации в интернете много, но все равно это выглядит как поездка в неизвестность. Опишу основные моменты, по которым были вопросы перед поездкой.
Подготовка машины к поездке на Алтай. Состояние дорог. Заправки.
Если это первая поездка на Алтай вдоль Чуйского тракта, никакой особой подготовки не нужно. Подойдет любая машина. Федеральные дороги по РФ по которым проехали в 2023 году в нормальном состоянии, делают ремонты. Сам Чуйский тракт просто в идеальном состоянии, сплошной асфальт, даже ямочного ремонта не видно. Никаких бездорожий, где можно порвать колесо или ушатать подвеску. Иногда говорят про перевалы и серпантин, но там нет ничего ужасного. Отбойники стоят, знаки перед поворотами в изобилии призывают постепенно снизить скорость и все равно можно проехать с превышением на 10-20 км без дискомфорта (по крайней мере летом). Повороты не коварные — если видно, что дорога резко поворачивает любой адекватный человек сбросит скорость.
В Крыму и Сочи горные дороги «хуже». Некоторые достопримечательности — отдельная история и лучше нанять машину, но об этом ниже. На всем пути встречаются заправки федеральных АЗС так что не нужно волноваться из-за качества топлива. Чаще встречается Газпром (на Алтае под брендом Опти) затем Лукоил, Роснефть. Лучше завести приложения этих АЗС с бонусными картами и получить скидку на бензин. Дополнительных канистр с бензином не нужно, но естественно не нужно ехать до лампочки, а потом начинать искать нормальную АЗС. Когда остается пол бака следует озаботится, а еще лучше прикинуть на карте по пути. Если сетевой заправки нет, лучше выбрать недалеко от населенного пункта, где есть машины и отзывы с 2ГИС Яндекс в помощ.
Станции тех. обслуживания попадаются мягко говоря не часто. Поэтому известные проблемы нужно устранить до поездки. В навигаторе нужно ввести конечную точку, например Кош-Агач, построить маршрут и помножить километраж на двое (обратная дорога). Исходя из километража возможно перед поездкой нужно заменить масло и фильтра. Нужно проверить износ тормозных колодок, состояния тормозных шлангов, ремней. Ходовую на предмет признаков износа подшипников, резинок, люфтов. В бак омывателя залить омывайку — вода с остатками мошкары не справляется. Многие, у кого отверстия решетки радиатора прямые, а не под углом как у японцев, снаружи крепят москитную сетку, чтобы мошка не забивала радиатор. Чуйский тракт хоть и имеет всего две полосы, но в летний сезон не сложен. Грузовиков мало, движение не сильно плотное — хочешь свободно обгоняй, хочешь не спеша любуйся видами и на подавляющей протяжённости тракта этим не создашь помех и не соберешь пробку.
Где жить в поездке на Алтай
Если до Алтая за световой день не добраться, в помощь приложения/сайты суточно ру и островок. По навигатору прикидываем до какого крупного населенного пункта для ночевки получится доехать за день, ищем там квартиру ориентируясь на отзывы.
На Алтае эти сервисы к сожалению, не эффективны. В основном там пока только дорогие гостиницы и дома отдыха. Пару раз находилась приличная комната по адекватной цене и бронировали через них, но это скорее исключение. Но жилья построено и продолжает строится много. Поиск жилья зависит от выбранного варианта отдыха. Первый вариант — найти хорошее место, постоянно жить там, смотреть окрестности. При таком варианте заранее бронируется максимально комфортная гостиница/база. Второй вариант — посмотреть, как можно больше Алтая :) Тогда нужно составить примерный план маршрута для просмотра достопримечательностей и либо не торопясь двигаться по ним и начинать искать жилье к вечеру, либо распланировать дорогу и заранее бронировать жилье в округе достопримечательностей. Мы решились на вариант без предварительного бронирования.
Наслушавшись про высокий сезон, толпы людей, взяли с собой палатку, спальники, печку на газу и запас газа, небольшой запас доширака и консервов на случай невозможности найти ночлег. Заранее забронировали домик на базе в первом месте остановки сразу на 4 дня, чтобы ничего не искать на месте и отдохнуть с дороги. На Алтай мы приехали в средине августа. Первым пунктом было Телецкое озеро. Потом двинулись дальше. К вечеру начинали искать жилье в 2ГИС и Яндекс навигаторе ориентируясь на отзывы и так прокатались остаток месяца. неплохое жилье на ночь с теплым душем в пределах 2-2,5 тысяч на троих находилось всегда и довольно быстро. Еще было много табличек «Места есть», хозяева которых не обозначили себя в 2ГИС и Яндексе. Палаткой и спальниками ни разу не воспользовались.
Если едете в средине августа или позже, уточняйте чтоб был обогреватель. Днем может быть жарко и вполне комфортно в футболке и шортах, а ночью, особенно у реки очень холодно. Померзнув один раз — поленившись идти за спальниками, мы на всякий случай дальше искали с обогревателем :) Возможно в высокий сезон с жильем сложнее.
Ниже опишу наш маршрут и ориентируясь на него можно строить собственный и бронировать заранее. Вообще все базы нам понравились. Норма на базах это кухни, мангалы, беседки, теплый душ, освещение территории. Многие вместо туалетов – дырок, начинают ставить обычные унитазы с подведенной водой для смыва, тогда абсолютно нет запаха.
Питание
По пути на Алтай, на трассе, заезжали в кафе в городах и поселках. Искали по отзывам 2ГИс и Яндекс, что по пути и где есть нормальные первые вторые блюда, а не бутеры и кофе. Искать нужно начинать заранее. Например, планируете обед в час дня, посмотреть где можно поесть по пути нужно в 11-12 часов. И не стремиться, чтоб было прямо возле обочины. Можно свернуть в сторону и потерять лишние 20 минут до столовой в населенном пункте, зато будет полноценная еда. На Алтае ужинали тем, что покупали в магазине. В основном готовили на решетке, когда останавливались на ночлег — шашлык, овощи и т.д. Мангалы есть на всех базах. Обедали в столовых (кафе) — всегда находились хорошие. Снова выручают отзывы 2ГИС и Яндекс. Еда в столовых (кафе) хорошая, можно кормить ребенка. Предлагают нормальные не жирные и не острые блюда. Завтрак — купленное в магазине на завтрак :)
Самая популярная сеть супермаркетов МариаРа (реже Магнит) перед выездом с базы смотрели в каких населенных пунктах по пути есть МариаРа, чтоб купить продукты на ужин, завтрак, мясо на шашлык и угли для мангала.
Что взять с собой на Алтай
Невозможно составить универсальный список, каждый сам прикидывает что нужно для поездки и жизни на несколько дней, перечислю не очевидные вещи, которые пригодились.
Непромокаемая куртка (дождевик) и обувь. Теплые носки. Было 4 дождливых дня, дождевики были, а обувь со временем промокла. Вокруг трава или грязь, обувь за ночь не просыхает даже с обогревателем. Купили всем резиновые полуботинки с мехом. Ногам сухо, тепло, комфортно. Ездили на экскурсию при слегка моросящем дожде. На улице тепло, а в дождевике и такой обуви сухо — дождик не помеха. Потом несколько дней были с прохладными вечерами и холодными ночами — такая обувь тоже пригодилась. Повезло, что непогода застала в Артыбаше, где есть магазин. Ассортимент и количество обуви не большое, снова повезло, что вообще были подходящие размеры. В общем лучше взять с собой и привести обратно даже если не понадобятся.
Непродуваемая или теплая куртка, свитер, джинсы. Легкая шапочка детям и особо мерзнущим или любящим тепло, хотя бы капюшон взрослым. На перевалах, подъёмнике, на акташском ретрансляторе с такой одеждой было комфортно. Наслаждаешься видами и гуляешь, а некоторые рядом в лосинах взглянув одним глазком бегут обратно. Во второй половине августа такая одежда просто нужна на вечер/ночь. Решетка для мангала, горелка на газовый баллончик (или жидкость для розжига), зажигалка спички. На паре баз не продавали дрова. Уголь прекрасно разжигается куском пакета от упаковки того же угля и горелкой. Дрова покупали только для костра.
Набор Ложки/вилки, нож, кастрюлька и т.д. для возможности приготовить еду автономно. В идеале походная газовая плитка. Один раз попалась база со скудной посудой на кухне. Готовили и ели на своем. В сезон посуда может быть занята, люди растаскивают по домикам.
Минимальный набор лекарств — обезболивающее, от температуры, обработать ссадины. Больница может оказаться далеко.
Минимальный перекус на всякий случай, например, поломка машины далеко от цивилизации — консервы/паштет, доширак, печенье. Зарядка устройств. Повербанк для подзарядки телефона/устройств.
Зарядка от прикуривателя авто на два устройства или пара зарядок и двойник в прикуриватель.
Зарядники и провода по числу заряжаемых устройств т.к. заряжать по очереди времени может не быть.
Тройник для розетки на 220В. В домиках на базах обычно одна или две розетки. Тройник позволит заряжать несколько устройств сразу.
Возможно паранойя, но желательно датчик дыма/CO2. Базы и гостевые дома в пожарном плане очень разные, строят кто как может. Иногда образцовые — огнетушители на каждом домике, под распределительными коробками и выключателями прибит дополнительный негорючий материал. Иногда проводка выглядит не очень. Один раз мангал стоял совсем рядом с домиком, а утеплитель совсем не похож на мин вату а больше на какую то траву… В домике или рядом будет комната с другими жильцами, которые отдыхают, выпивают… Холодильники и обогреватели, которые стремиться прикупить подешевле, а заставить работать до победного конца несмотря на недочеты и возможно не профессионально устраняя неисправности. В обще почему-то показалось, что извещатель был бы не лишним.
2ГИС и Яндекс навигатор/Яндекс карты. В 2 ГИС обязательно загрузить офлайн карты регионов, через которые поедите, Алтайского края и республики Алтай. В Яндекс навигатор тоже можно загрузить офлайн карты. Эти приложения в телефоне очень важны — маршруты, поиск жилья, еды, достопримечательностей и отзывы на все это. Лучше установить на 2 телефона, на случай поломки. Яндекс и 2Гис строят маршруты и ведут одинаково. В Акташе Яндекс не знал адрес, который знал 2ГИС, в остальном разницы нет. Кстати не стоит ориентироваться исключительно на отзывы 2ГИС, такое ощущение, что туда обязательно пишут нытики, а на Яндексе безудержные оптимисты. На одно место с большим числом отзывов у 2ГИС может быть оценка 3, у яндекса 4,5.
Сэлфи-палка будет очень полезна если путешествие не в одиночку так как много мест, где нет толп народу и единых точек для фото, за которыми стоят в очереди и можно попросить сфотографировать.
Оплата, наличка, переводы
Наслушавшись страшилок, что везде берут только наличкой, сняли много разменных денег. В итоге из них потратили 100 рублей на проезд по мосту через Катунь возле Талдинских пещер. И то, лень было тянуться до терминала, проще сунуть купюру в автомат. И рассчитались на водопаде Корбу — там связи и терминалов нет. В остальном везде и за жилье принимают переводы, в кафе и магазинах обязательно есть терминалы, как и у ларечников на рынках покрупнее. Переводы все собирают на сбер, иногда кроме сбера указывают дополнительный банк. Если сбера нет у Вас или лимит переводов превышен (он у сбера 50 тыс. в месяц даже между клиентами) — переводы через СБП. Естественно чтобы делать переводы нужен мобильный интернет, об этом ниже. Из налички можно взять 5-10 тысяч с разменом, чтобы снять домик поесть или заправиться в случае отсутствия/сбоев мобильной связи в конкретном месте или период времени.
Сотовая связь
Основная симка была МТС на всякий случай еще поставили в телефон Тинкоф (работает на вышках Теле2). По факту МТС работало везде и не было проблем с переводами денег и просмотру информации в интернете. Единственное место где не было интернета — вершина перевала Чике-Таман. Там продавец для перевода любезно раздал Wi-Fi. Между населенными пунктами периодически пропадает связь, но так у всех операторов. Регулярно пытался использовать интернет Тикоф т.к. там был проплачен пакет интернета. В итоге можно сказать, что у Тикоф на лето 2023 покрытие в глубь Алтая было просто отвратительное. По пальцам места, где была связь, что удивило т.к. в нашем регионе наоборот — Теле 2 в свое время скупил вышки региональной компании и в отдаленных местах вывозит только он. У многих местных мегафон или Билайн. На 2023-2024 в поездку на Алтай нужно брать МТС, мегафон или Билайн. Сейчас телефоны имеют больше одной симки. Лучше на всякий случай вставить дополнительную симку альтернативного оператора.
Что посмотреть на Алтае в первой поездке
Почитали про места, послушали рассказы тех, кто был и все равно было не комфортно т.к. не понимаешь куда и зачем точно едешь — пол страны чтобы посмотреть абстрактные красоты Алтая.
На деле все получилось отлично. C первым вариантом путешествия — остановиться на все время в одном месте и смотреть окрестности, все более менее понятно. Но гораздо больше впечатлений если немножко покататься. Сам по себе Чуйский тракт входит в ТОП красивейших дорог планеты. Вокруг красоты, нет городов, труб, развязок заборов предприятий и т.д. Живая природа. Много животины на самовыгуле. Проезжаете горы — по ним передвигаются козы. Для первого посещения достаточно достопримечательностей, которые практически вдоль тракта.
Мы в 2ГИС, в избранном, создали подборку Алтай, добавили туда места о которых читали в интернете. Затем открыли карту 2ГИС на которой отображаются эти места и смотрим как они распределены относительно дорог. Далее в навигаторе ставили точки начала и конца маршрутов между достопримечательностями и населенными пунктами чтобы прикинуть время на дорогу. После этого некоторые места отпали. Например, поняли, что подножье горы Белуха, Мультинские озера или водопад Шумы различные «места силы» по времени не уложиться, это отдельная история.
Популярные достопримечательности Алтая которые можно посмотреть за раз
Перечисление с кратким комментарием. Подробнее с множеством фото можно посмотреть в отзывах на 2ГИС и Яндексе, почитать в интернете.
Телецкое озеро. Первая точка нашего маршрута, останавливались на несколько дней, отдахнули на базе. На нем обязательно нужно взять экскурсию на катере. Мы взяли полную экскурсию (5-6 часов) и зря. Озеро прекрасно, проблема в самой экскурсии. От шума катера слышно очень плохо, сервиса как скажем в Питере, где начитано экскурсоводом и говорят колонки — нет. Поначалу была рябь и катер нещадно долбит как по кочкам. В катере сколько по паспорту помещается, столько и берут на борт. Очень плотно. Кого подбирали последних, вообще сидел под пластиком на носу и человек вылезал посмотреть ближе к местам остановок. В одну сторону около 70 км и экскурсия выходит не дешевая (5 тыс с человека в 2023 году).
Высадок на берег штук 5, в основном ты плывешь. В общем конечно можно сказать были, видели. А по факту лучше взять экскурсию в 2 раза дешевле где водопад Корбу, каменный залив и что то ещё. А посмотреть все озеро с парома. По Телецкому несколько раз в день ходят паромы. Можно составить маршрут так, что с машиной на пароме переправиться через озеро и начать смотреть Чуйский тракт с другой стороны. К озеру есть дорога через Турочак, но там большой кусок гравийки и по отзывам перед нашей поездки состояние было плохое. Плюс на том участке нет связи. Нужно решить устраивает ли вас это и если нет, проверить, что навигатор не повел по той дороге.
Перевал Кату-Ярык — если вы поехали на пароме по озеру.
Телецкий подъёмник — очень понравилось. Прекрасное место полюбоваться на горы если видимость хорошая. Если собирается или прошел дождик, посмотреть как мимо чуть ниже вас проплывают облака и спуститься на подъёмнике в туман. Нас как раз застала смена погоды.
Исчезающий источник — очень понравилось, видели, как вода уходит. Бездорожье, экскурсия на УАЗ (буханка). Когда УАЗик преодолевал реки в брод, высота воды была такая, что затекало в салон — поднималась на высоту ступеньки.
Зоопарк Таёжный — очень понравилось, если с ребенком — обязательно.
Подъёмник Манжерок — был ремонт, не ездили, отзывы не очень.
Таллиннские пещеры — понравилась т.к. был хороший день просто для прогулок и свободное время на это посещение. Если бывали в пещерах нового нет, вытягивает юмор экскурсовода. Есть участок, где довольно долго нужно идти гуськом. Об этом не предупреждают, а зря. С лишним весом, проблемами со спиной или суставами, при беременности там делать нечего.
Скала Чёртов палец – очень понравилось. Доступна в сухую погоду, на машине почти до смотровой, можно на конной экскурсии.
Гора Черепан — в сухую погоду как прогулка по лесу, после дождя — забираться в горку по скользкой грязи. Пешком — нужно потратить несколько часов, есть туры на квадроциклах. Тропа начинается возле АЗС.
Зубы дракона, остров Патмос, Чемальская ГЭС — немного в стороне от Чуйского тракта. Понравилось не как видовка (кроме зубов), а как места для прогулки. Проезд по мосту у зубов платный. По мосту возле зубов ходить нельзя (автомобильный) но все ходят и фотографируются потому что с него ракурс лучше, а ширины для проезда легковой машины хватает.
Патмос маленький и церковь маленькая, проход по пешеходному мосту. Мост бесплатный вход в церковь платный, народу много. Висит табличка, что на мосту нельзя фотографировать, но все фотографируются. Кто повесил табличку и почему нельзя — непонятно. До здания церкви далеко, там толпы туристов, шумно, снизу пирс где на катерках катают и виражи закладывают так, что визг стоит. В общем табличка и платный вход в церковь, возможность фотогравироваться с обратной стороны для тех, кто оплатил экскурсию в церковь производят странное впечатление.
Вокруг можно погулять, в том числе до не действующей Чемальской ГЭС. Там развлечения — поесть, прокатиться на тросе, спрыгнуть с тарзанки. Погулять, с ребенком — хорошо. Явно не место единения с природой. В общем один раз побывать посмотреть явно стоит, второй раз по впечатлениям.
Семинский перевал — понравилось. Однако особых выдающихся видов на горы или долины нет, по сути это верхняя точка на дороге с торговлей. Немного побродили погуляли в округе. Можно и нужно вкусно и не дорого поесть, так как в обе стороны нормальной еды довольно долго не будет.
Перевал Чике-Таман — очень понравилось. Красивые виды. Несколько смотровых (стихийных и обустроенная), где останавливаются машины.
Песчаные скалы — прямо у дороги, ничего необычного. Но напротив высокий берег реки Катунь и чуть ниже по карте просторная площадка на которую можно съехать. Там очень красиво.
Ининские стелы — совсем короткая остановка почитать и посмотреть что это такое.
Слияние рек Чуя и Катунь — очень понравилось, очень красиво.
Калбак-Таш (петроглифический комплекс) — понравилось т.к. была экскурсия (включена в стоимость, группа набирается быстро). Отличный гид с юмором рассказывает, что изображено, с привязкой к истории. Без экскурсии, наверное, не впечатлило бы так как у людей работа и жизнь исследование подобных вещей, а не посвященному человеку — пара похожих рисунков, а остальное непонятно что.
Скальный массив Белый Бом — посмотрели из машины не останавливаясь. Может быть интересно, если искать ракурс. А так просто часть горы отличающегося цвета, может перед этим по пути много красивейших видов было и этот не удивил.
Водопад Ширлак — понравилось. Прямо возле дороги большая парковка по обе стороны. Удачно расположен чтобы немножко размяться.
Красные ворота — понравилось. Делать там особо нечего, остановиться на 10 минут да сфотографироваться.
Озеро Чейбек-кёль — не особо впечатлило, может быть после Телецкого.
Гейзеровое озеро — очень понравилось. Понравилось несмотря на средние оценки в отзывах. Причудливый цвет, который не передают фотографии и видео. Повезло увидеть смену рисунка.
Акташский ретранслятор — очень понравилось. Потрясающие виды. Заброс на УАЗ Патриот. Ретранслятор действующий плюс там вышка сотовой связи. Поэтому по весне дорогу праваят к осени размывает разбивают и нужна соответствующая машина.
Курайская степь — очень понравились виды. Вдоль дороги, не углублялись, красивые фото на фоне.
Марс1, Марс2, Луна — очень понравилось. Больше всего Луна, не обычно, с определенных ракурсов и не профессионалу на обычный телефон можно сделать экзотические фото.
Кош-Агач — заправиться хорошим бензином на заправке федеральной сети, посмотреть верблюдов, поесть и в обратную дорогу. Хотя до граници с Монголией остается не далеко, можно доехать полюбовавшись видами.
Это основные места, которые удалось посетить. Попутно можно просто останавливаться отдохнуть от дороги, перекусить, залезть на какую-нибудь возвышенность потратить день на прогулки и полюбоваться природой.
Местные обычаи
В поездке на Алтай по Чуйскому тракту никакие особые обычаи, правила поведения и языки знать не нужно. Нужно уважать природу и реки, которые священны для коренного населения. В реки нельзя справлять нужду и кидать мусор. Мусор после стоянки обязательно нужно забрать с собой. Не нужно шуметь, прыгать играть и ставить палатку на курганах.
Можно увидеть, что в некоторых местах оставляют вещи, вяжут ленточки чтобы задобрить духов. Расспросили местного про эти обычаи. Оставлять можно и не обязательно смартфоны или ювелирные изделия, можно конфетки, печенья. А от вязания ленточек лучше воздержаться, это часть ритуала и имеет значение как это делается, какого цвета ленточки вязать можно, а какого нет.
Общение с местными может и не много, только при снятии жилья, магазины, общепит заправки и экскурсии. В районе Телецкого показалось больше славянской внешности в глубь – коренное. Ни разу не столкнулись с негативным отношением. Приветливые, рассказывают о своем крае и республике. Обычные люди которых хороших, как известно, больше.
В поездке на Алтай дело не в определенных местах, которые можно посмотреть. Само путешествие оказалось очень приятным. Красота всю дорогу, базы на которых останавливаешься как правило в живописных местах. Это или берега рек, или подножия гор, где встречаешь закат, постоянная смена обстановки.
По Алтаю есть хорошая группа в телеграмм, где присутствуют как местные так и туристы. Зимой активность в ней затихает, а летом много актуальной информации по Алтаю, например как проехать куда либо или какая погода в определенном месте.
Можно захватить с собой в поездку набор для ремонта шин. Жгуты и шило для их установки. Особенно актуально, если запаска это не полноценное колесо, а докатка. Вечером, остановившись на любой базе, можно найти прокол мыльной водой и починить. По тракту на Алтае вообще не встречались СТО и указатели с ними, только местных искать и просить.